Три книги, в которых есть далекое будущее, развал Федерации, когда она любого отпускает, но никого не пускает обратно, попытки выжить самостоятельно новых государственных объединений, войны за ресурсы... Ресурсом является и просто хороший климат - не все планеты удобны для житья.
Первая книга - в ходе войны Империя идет к своему концу. А Диктатура наверняка победит - им это нужнее, а еще у них есть ресурсы. И имперские службы начинают работать над "Проектом" - что-то вроде "Мертвой руки". Воспитываются дети с восьмилетнего возраста. Им готовится тщательно вычищенная биография, их учат всему необходимому. С одной целью - когда-то потом, через много-много лет кто-то из этих детей должен отомстить за своих. Проходит много лет, вжившийся в новую жизнь парень уже не парень, а пожилой майор. Он стрелял в своих, чтобы стать своим для этих, для врагов. И эти прикрывали его спину, когда на нах наступали отряды восставших. И эти стали его однополчанами и друзьями. А он еще и влюбился, и семью создавать... Осталось нажать кнопку и убить миллионы этих, которые за многие годы стали своими.
Вторая книга - о наблюдателе, который десятилетиями спит в анабиозе, просыпаясь только в случае необходимости принятия какого-то решения. Такой контракт - ты спишь, а денежки идут. И модули следят за всем в этом секторе космоса. Триста лет? А не хочется ли вернуться? Туда, к людям, в новый для него мир, где настоящая утопия - можно не работать, еды хватает на всех, а бывшие ледяные планеты становятся курортами с теплыми морями. Но он не приживается и снова летит на свое рабочее место, уже на новом корабле, более совершенном, разговаривающем с ним, почти как человек...
Третья книга - о другом наблюдателе, который вернулся в мир, наелся этого мира, проел почти все деньги, а теперь просто не знает, куда ему деться, и выбирает снова полет - на огромном колонизационном модуле, которые Федерация рассылает регулярно во все стороны. Там - чистая демократия. И даже место назначения и точку высадки выбирают не специалисты, а все разом, нажимая кнопки под картинками... Вот только никак он не может понять, зачем он тут. В чем смысл его существования через триста лет после рождения?
Андрей Красников. Федерация.
При желании можно придраться ко многому и многому. Но читалось легко, с интересом и сопереживанием. И мысли разные насчет утопий-антиутопий. Так что рекомендую.